Известному русскому поэту Борису Сиротину, нашему земляку, исполнилось 75 лет. К юбилею он пришел
с только что изданным, при поддержке губернатора нашей области, двухтомником своих стихотворений. Всего же у поэта вышло более тридцати книг. Выходили они, в основном, в Самаре и Москве. Печатались стихи Бориса Сиротина в «Новом мире», «Нашем современнике» и других лучших журналах нашей страны. Он лауреат Всероссийской премии имени Афанасия Фета. Но дело не только в этом признании его как писателя, а в том пути, который прошел поэт, в тех вехах на этом пути, которые важны для каждого из нас.
НАЧАЛО
Он приехал в нашу область молодым человеком. В районной кинель-черкасской газете сразу привлек к себе внимание. И своим совсем не провинциальным видом, и, главное, стихами, которые при всем одобрении редакции, начальства явно не подходили по тематике районной газете. Потому что это была лирика, а она говорит не о рекордных урожаях и не о заготовке кормов, а о том сокровенном, что лежит на душе и требует выразить словами это личное, заветное, и что, оказывается, близко всем. Кое-что все-таки удавалось напечатать – сначала в районке, затем в областной молодежной газете, куда его приняли в штатные сотрудники. Но и в «Волжском комсомольце» скоро ему стало тесно, хотя там был в то время талантливый коллектив, из которого вышли известные теперь поэты, прозаики, видные журналисты. Это были «шестидесятники». Это было время поэзии, когда стихи читались в больших аудиториях, на площадях – именно поэзии первой дано было высказать то, что переживал народ, шагнувший в новое время, почувствовавший свежесть ветра перемен.
И эта волна гражданской поэзии, конечно же, увлекла и Бориса Сиротина – его первые публикации в столичных молодежных изданиях были именно в этом русле. Хотя и здесь уже наметилась особенность его лирики – она говорила опять-таки не о «стройках коммунизма», а о романтике дальних дорог и о любви, конечно.
И еще о том, что пройдет через все его творчество, что станет одной из главных тем его поэзии – о Родине, обо всем, что связано с ее судьбой. И о его собственной судьбе, неотделимой от России.
На этом пути ждали поэта открытия и в поэтической юности, и в зрелые годы, и в теперешние дни.
Пыль на тропе вековая,
Пальцы прохлады на лбу…
Бродишь, во всем узнавая,
Родину, волю, судьбу.
Эти речные излуки,
И окаема кольцо,
Словно родимые руки,
В коих ты прячешь лицо.
ЗРЕЛОСТЬ
Умение просто и ясно, предметно описать событие, вдохнув в него поэтический смысл, становится главной приметой творчества Бориса Сиротина. От стихотворения к стихотворению, от книги к книге все глубже он постигает жизнь, расставаясь с романтическим настроем и «комиссарами в пыльных шлемах», которыми так долго были полны наши головы.
Сиротин пишет ряд чудесных лирических стихотворений, но он, конечно же, остается человеком своего времени, не может не откликаться на те события, которое происходят в стране. Вот все яснее слышится голос защитников родной природы – безжалостная, а более всего, бездумная то «индустриализация», то «химизация» всей страны ведет к уничтожению самого дорогого, самого святого – заповедной красоты природы. У нас – Жигулей.
Борис Сиротин с редкой поэтической силой пишет:
Стадо железных больших насекомых,
Спорых, как та саранча,
Недрами тысячелетий влекомых
Встало попить у ручья.
Что же возьмете вы? Камень возьмете,
Там, где от века народ
В древней своей задушевной работе
Новые песни берет.
Поэта зачисляют в список «тонких лириков», а он в зрелую пору своего творчества пишет столь же яркие стихи о самых что на ни есть «простых людях» своей Родины, не боясь «прозаизмов».
Я очень люблю его стихотворение «Маня», где он описывает старушку, которая села напротив него в ранней электричке. Старушка как старушка, но только она «с татуировкой синей МАНЯ на легкой жилистой руке». Присматриваясь к ней, поэт видит, что она вроде едет в церковь, «чтоб усмириться наперед». Потому что Маня то благообразна, то глаза у нее смеются, «словно бес в них». Но вот она, словно обращаясь к Всевышнему, просит уже не за себя, клейменую, а за детей, может быть, за сына своего, «когда средь тягостных дождей он примет радость или муку во имя светлое людей». Напротив сидел «пружинистый кацо», который с тревогой смотрит, «как менялось сто раз старухино лицо». Здесь и юмор, и смысловая наполненность, которая возникает от таких простых слов. Но в том-то и дело, что это и есть та «высокая простота», которая по плечу только настоящим поэтам, понимающим сложность и загадку самой жизни и судьбы народного характера.
БОЛЬ УТРАТ
Наряду с «сюжетными» стихами поэт пишет многие стихотворения, в которых, по выражению нашего выдающегося литературного критика и мыслителя Вадима Кожинова, «присутствует тишина». Уже не просто изображается пейзаж в его стихах, а то «легкое дыхание», которое, по замечанию Ивана Бунина, дает жизнь поэзии. Это уже иное качество стиха, в котором есть приметы Божьего промысла. Но чтобы прийти к нему, поэту пришлось многое пережить, много пострадать.
Молодые годы поэтов, особенно русских, не обходятся без «зеленого змия», который сгубил не один талант. Вот Виталий Юшкин, Владимир Евсеичев, Петр Брешенков – друзья поэта, безвременно погибшие. Им посвящены пронзительные до боли стихи Сиротина. Это и мои товарищи, которых я хорошо знал и любил.
Особенно впечатляюще написано «На смерть друга» – стихотворение, которое я бы отнес к лучшим созданиям поэта.
В эти годы и дни Сиротин все чаще думает о Боге, и потому в его стихах уже не редкость обращение к Отцу Небесному:
Коли на смертное ложе
Наши уходят пути,
Дай ему, Господи Боже,
Истинный Дом обрести!
…Имя все глуше и глуше
Там, за зеленой каймой, –
Петенька, Петя, Петруша,
Друг незадачливый мой…
Уходят не только друзья, уходят из жизни поэта и любимые, и вот уже горечь утрат такова, что трудно просто жить, заниматься тем делом, которое ты осознал как свое призвание.
Я думаю, что выстоять поэту помогло именно это качество души, которое сначала стихийно, а потом осознанно узнавало свое предназначенье.
«И к сорока мы сильно скисли, я первым выронил бокал», – пишет Сиротин в стихотворении, посвященном ушедшему другу Виталию. А с такими событиями, как говорится, шутки плохи. Да и одиночество, привычка к созерцанию и размышлению неизбежно ведут к Небесному:
Когда приходит вдохновенье,
Мир как бы ясен до основ,
И смелые черты Творенья
Сквозят через покровы слов.
Вот тут и начинается уже осознанный путь к Богу, потому что иного пути просто нет у человека творческого и взыскующего правды. Тем более, человека, который живет в России – стране с тысячелетней историей православной веры.
И как прекрасно, словно сами собой складываются у Бориса Сиротина стихи, когда он начинает осваивать религиозные темы. Вот, например, всего лишь одна строфа из чудесного стихотворения «Святой Кирилл» – о равноапостольном Кирилле, принесшем нам со своим братом Мефодием письменность:
Леса, бесконечные дали,
Немолкнущий звездный хорал –
Нам буковки с неба упали,
Кирилл их в лукошко собрал.
По себе знаю, что боль утрат стихает, когда размышляешь о вечном, когда занят не копанием в своих болячках, а творчеством. Когда о своих родных и друзьях вспоминаешь так, как сказано у Василия Жуковского:
Не говори с тоской: «Их больше нет»,
Но с благодарностию: «Были».
СПАСИТЕЛЬНЫЙ МОСТ
Когда в Доме актера закончился юбилейный вечер Бориса Сиротина и участники торжества разъезжались по домам, на улице шел легкий пушистый снежок. Было то состояние, когда «греет кровь мою легкий мороз», когда хорошо на душе и легко дышится. Сиротин родился в феврале, и поэтому чего же удивляться, что у него так много стихов о русской зиме, ее красоте и своеобразии. Его можно смело назвать певцом нашей зимушки-зимы, которая так богата своими оттенками и настроениями. Вот зима лютует – в стране хаос, глядишь – и канем в бездну. И все кричат: «Пропала Россия, пропала!» Вот метель завивается в спираль – и кажется, опять грядет новая страшная беда.
Но молитвой и защитой Богородицы опять спасается Россия. И поэт уже твердо, уверенно говорит:
Не рыдайте над темною бездной,
Я принес вам хорошую весть:
Между Русью земной и небесной
Искони мост спасительный есть!
Этот мост – наша святоотеческая вера православная. И чем тверже будет держаться ее поэт, тем больше будет он приближаться к Небесному, Горнему.
Закончить эти заметки мне хочется стихотворением Бориса Сиротина, которое мне представляется поэтическим шедевром:
Мальчик с велосипедом.
Смотрит на поезд малец.
Знает, что всем нашим бедам
Скоро наступит конец.
Эта мальчишечья вера
Взгляд понимающих глаз –
Самая точная мера
Для суетящихся нас.
Нас, изможденных простором
И без большого труда
Свыкшихся с новым позором
Мчащихся так, никуда.
В это мгновение – здравствуй,
Через мгновенье – прощай,
Маленький мальчик вихрастый,
Нам возмужать обещай!
Краем речным и лесистым,
О невозможном трубя,
С грохотом, топотом, свистом
Мчимся мы мимо тебя.
Текст: Алексей Солоницын
журнал "Самара и губерния"
РУБРИКАТОР
воскресенье, 12 июля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий